УПЖ – упражнение практической жизни. Занятие, которое повторяет обычные действия взрослого по уходу за собой или окружающей средой. Такие занятия позволяют ребенку освоить различные бытовые навыки, стать человеком своего времени, быть «как мама или папа».
Во время УПЖ малыши выясняют реальные свойства объектов, осваивают действия с ними, тренируют мелкую и крупную моторику, моторное планирование, произвольные действия.
УПЖ укрепляют и веру в свои силы и связь со значимыми взрослыми одновременно.
Аранжировка цветов – занятие, которое легко адаптировать под любой возраст ребенка, усложняя или упрощая его. Это занятие понравится и малышам, и детям возраста от 3 до 6 лет и младшим школьникам. Ориентируйтесь на навыки малыша и не забывайте, что это прекрасный способ освоить что-то новое. И, конечно же, это занятие подойдет для детей любого пола, не важно мальчиков или девочек.
Чем полезно УПЖ Аранжировка цветов:
- Наблюдение за природой, изучение ее. Это возможность замедлиться, присмотреться к деталям (а у детей от 1.5 до 5.5 лет как раз сензитивный период интереса к мелким предметам).
- Формирование эстетического вкуса
- Тренировка мелкой и крупной моторики (наливание в вазу с помощью воронки, работа с ножницами, аккуратное помещение цветов в вазу)
- Тренировка глазомера, улучшение координации (при наливании воды до определенного уровня или подрезании стеблей до необходимой длины)
- Моторное планирование, следование инструкциям, что косвенно готовит ребенка к абстрактному мышлению и обучению в школе)
- Сенсорное развитие (обоняние, осязание, зрение)
- Подготовка к изучению ботаники, биологии, окружающего мира
- Практическое решение проблем
- Развитие речи, пополнение словарного запаса.
- Повод исследовать новые территории. Возможно, неподалеку есть прекрасный луг, лесная полянка или таинственный уголок в бабушкином саду.
Что вам понадобится:
Возможно, вам понадобится не все, в зависимости от возраста ребенка.
- Маленькие вазочки (удобно использовать бутылочки от аромадиффузоров, солонки, небольшие стаканы).
- Ножницы
- Кувшин с водой
- Воронка для наливания из кувшина в вазочку
- Салфетки под вазочки (бумажные, фетровые, вязаные. Может это будет прекрасным поводом обратиться к бабуле или соседке, они часто желают быть полезными, но не знают как. А можно использовать подставки для чашек и стаканов).
- Губка (вытирать разлившуюся воду)
- Корзинка для сбора цветов
- Поднос, куда можно заранее сложить все инструменты.
Что и как делать:
- Предложить ребенку собрать цветы возле дома. Попутно можно обсудить, что мы не срываем цветы с клумб. А можно собирать не только цветы, но и красивую зелень.
Можно не собирать цветы заранее, а купить несколько штук в магазине или срезать в огороде у бабушки, действуйте по ситуации.
- Выбрать подходящую вазу. Подготовьте несколько заранее. А может вам понадобятся все вазы, ведь красота должна быть повсюду, почему бы и нет.
- Показать, как наливать воду в вазу и до какого уровня. В узкие горлышки удобно наливать воду с помощью воронки.
В этот момент аранжировка может превратиться в экспериментирование с водой. Вода обладает интереснейшими для детей свойствами, поэтому если у ребенка большой интерес к ее наливанию или переливанию можно предложить потом отдельно занятия с водой, различными емкостями и пипеткой или воронкой.
- Показать, как примерить цветы в вазу и как подрезать их до необходимой высоты. Можно прям поставить слишком длинный цветок в вазочку и позволить ему выпасть или вазе перевернуться, тогда становится очевидно, зачем мы подрезаем цветы. Удалить листья со стебля при необходимости.
- Поставить готовую композицию на салфетку и двумя руками, держа вазу одной рукой сверху, а другой рукой под дно, отнести в понравившееся место.
- Восхититься, как теперь красиво.
Дети учатся, наблюдая за взрослыми и подражая им. Поэтому это хороший повод для вас провести время с ребенком, показать ему что-то новое, побыть для ребенка в роли учителя, щедро делящегося своими знаниями и умениями, поговорить и обсудить что-то.
Показывайте все медленно, говорите неторопливо, не забывайте про возраст ребенка и что процесс не менее важен, чем результат, ведь мы не на конкурсе флористов. Проявляйте понимание и искреннюю заинтересованность.
Обсуждайте параллельно: названия цветов и их частей, необходимость воды для них (и для человека заодно), ситуации, когда дарят букеты.
Не забывайте, что дети в процессе впитывают все, как губка даже если просто наблюдают и отказываются повторять.
Во время занятия:
- Наблюдайте за ребенком. Что именно заинтересовало его в занятии? Может интереснее всего была вода или понравилось резать ножницами, и он никак не мог остановиться. А возможно он с интересом рассматривал лепестки, пересчитывал их или радовался их красоте и гармонии цветка. Дети постоянно развиваются, в разном возрасте созревают разные зоны мозга, совершенствуются разные навыки, поэтому одно и то же упражнение в разном возрасте будет иметь для ребенка свой особенный смысл каждый раз.
- Посмотрите, где не получалось или было слишком сложно. Получалось ли подрезать стебель до правильной длины? А налить воду? Возможно, это повод в следующий раз что-то улучшить, упростить или позаниматься этим отдельно.
- Не забывайте, что такие занятия повод хорошо провести время, получить удовольствие, повеселиться, вдохновиться и воодушевиться. Это не упражнение, которое необходимо выполнить от и до и только согласно инструкции. Будьте гибки, ищите повод и пространство. Не делайте из этого скучное занятие, которое не в радость взрослому и не интересует ребенка.
Чем можно дополнить занятие:
- Взять лупу и рассматривать детали
- Изучить строение растения, подсмотреть названия в книге.
- Засушить часть растений в гербарий
- Попытаться определить цветы с помощью справочника, энциклопедии или специальной программы
Вот несколько цитат Марии Монтессори о важности практической жизни:
«Детей учит то, что их окружает».
«Обучение по-прежнему понимают только как развитие рассудка, в то время как оно должно стать источником сил обновления и созидания.»
«Ребенок в раннем возрасте, когда ему всего два или чуть больше, способен на огромные достижения просто благодаря своей бессознательной способности поглощения, хотя сам он все еще неподвижен. После трехлетнего возраста он может приобрести множество концепций своими собственными усилиями в изучении своего окружения. В этот период он овладевает вещами своей собственной деятельностью и усваивает их в своем разуме.»
«Ребенок - активный наблюдатель, его особенно привлекают действия взрослых, и он хочет им подражать. В этом отношении взрослый может иметь своего рода миссию. Он может быть источником вдохновения для действий ребенка, своего рода открытым книга, в которой ребенок может научиться управлять своими собственными движениями, но взрослый человек, если ему необходимо надлежащее руководство, всегда должен быть спокоен и действовать медленно, чтобы наблюдающий за ним ребенок мог ясно видеть свои действия во всех своих подробностях.»
«Красота заключается в гармонии, а не в контрасте; гармония - это утонченность; поэтому, если мы хотим ценить гармонию, должна быть тонкость чувств.»
«Рост происходит от деятельности, а не от интеллектуального понимания.»
«Он делает это своими руками, опытным путем, сначала в игре, а затем через работу. Руки - это инструменты человеческого разума.»