Кулинария является отдельной очень важной зоной в развитии детей. Тут происходит огромное количество УПЖ (упражнений практической жизни, которые не выглядят отдельными неестественными занятиями, а органично вписываются в нашу обычную жизнь.
УПЖ – упражнение практической жизни. Занятие, которое повторяет обычные действия взрослого по уходу за собой или окружающей средой. Такие занятия позволяют ребенку освоить различные бытовые навыки, стать человеком своего времени, быть «как мама или папа».
Во время УПЖ малыши выясняют реальные свойства объектов, осваивают действия с ними, тренируют мелкую и крупную моторику, моторное планирование, произвольные действия.
УПЖ укрепляют и веру в свои силы и связь со значимыми взрослыми одновременно.
В прошлый раз мы обсуждали с вами аранжировку цветов. Файл по аранжировке можно скачать тут.
И вот, цветы собраны, по вазам расставлены и можно предложить малышу не менее увлекательное занятие - “ А ты знаешь, что некоторые цветы съедобны?”.
Кстати, а вы об этом знали?
Итак, какие цветы можно употреблять в пищу:
-
клевер,
-
одуванчик,
-
гвоздика,
-
анютины глазки
-
роза,
-
подсолнечник,
-
тюльпан,
-
лаванда,
-
фуксия,
-
календула
-
бархатцы
-
настурция
Внимание! Многие цветы ядовиты, обязательно проговаривайте с ребенком, что не все травы, цветы, листья и ягоды можно пробовать.
Что вам понадобится:
-
Анютины глазки (а может лепестки роз из сада или ноготков?).
-
Ингредиенты теста (сливочное масло, сахар, мука, ванилин)
-
Две скалки (себе и ребенку)
-
Формочки для печения (можно использовать просто стакан и им заодно и ингредиенты отмерять)
-
Пергамент пищевой
Нам понадобится песочное тесто для печенья, можно заменить любым другим на ваш вкус, даже готовым замороженным.:
Рецепт песочного теста:
Ингредиенты:
-
сливочное масло 100 г
-
сахарный песок 50 г
-
ванилин 1 г
-
мука 150 г
Замесить песочное тесто. Муку добавлять до загустения.
Готовое тесто убрать на час в холодильник.
Через час раскатать тесто через пергамент, оно должно быть очень-очень тонким, за счет этого тесто выпекается довольно быстро.
Теперь нам понадобятся цветы. Анютины глазки необходимо промыть, просушить полотенцем и затем аккуратно вкатать их в печенье скалкой через пергамент.
Печенье выпекать 7-10 минут. Анютины глазки практически не теряют цвет при быстром запекании.
Что делать:
- Предложить ребенку собрать цветы возле дома. Попутно можно обсудить, что мы не срываем цветы с клумб. А можно собирать не только цветы, но и красивую зелень. Рассказать о существовании ядовитых растений и правил безопасности.
Можно и без цветов, даже просто печеньки уже здорово. Может вы их украсите чем-то или добавите пищевой краситель?
- Приготовьте тесто. Детям сложно держать в голове много действий и ожидать результат через несколько часов, поэтому не ожидайте много. Можно предложить присоединиться к вам на нескольких этапах - отмерить и высыпать муку, размешать часть ингредиентов, вырезать печеньки или раскладывать украшения.
В этот момент кулинария может превратиться в занятие лепкой или пересыпание сахара.
Вы можете выделить ребенку отдельный кусочек теста, кусочек поверхности, на котором можно порисовать пальцем на муке или ложечку для методичного перекладывания сахара из одной емкости в другую. Помните, что взрослым важен результат, а для детей это чудесная игра, в которой имеет смысл только процесс.
- Достаньте готовое печенье. Вы можете приготовить его для папы, которого малыш тк ждет, сестры или брата. А можно даже предложить угостить печеньем учителей, воспитателей, тренера, это перекинет мостик привязанности и к этим людям, укрепит отношения.
Дети учатся, наблюдая за взрослыми и подражая им. Поэтому это хороший повод для вас провести время с ребенком, показать ему что-то новое, побыть для ребенка в роли учителя, щедро делящегося своими знаниями и умениями, поговорить и обсудить что-то даже не относящееся к теме кулинарии.
Показывайте все медленно, говорите неторопливо, не забывайте про возраст и возможности ребенка. Помните, что дети учатся в эксперименте, в игре поэтому им важен неспешный процесс, а результат - лишь плод этой игры, но не цель (тем не менее у любой игры есть рамки, поэтому мука не высыпается в миску кота, а тесто мы не относим в комнату, готовим вот именно тут). Проявляйте понимание и искреннюю заинтересованность.
Обсуждайте параллельно: названия всех ингредиентов, где они еще используются, откуда берутся, их цвет, текстуру, запах..
Не забывайте, что дети в процессе впитывают все, как губка даже если просто наблюдают и отказываются повторять.
Обратите внимание на то, чтобы ребенку было удобно всем пользоваться, чтобы ему не приходилось тянуться, с трудом удерживаться на стуле или бороться с огромной тяжелой скалкой. Из всех мелочей складывается ситуация успеха, когда все получается и лишь мы, опытные взрослые, можем спрогнозировать все заранее и создать комфортные условия работы.
Чем полезно такое занятие:
- Изучение природы.
- Тренировка мелкой и крупной моторики (работа с тестом, с цветами, перемешивание теста)
- Тренировка глазомера, улучшение координации (предложите насыпать ингредиенты теста до определенной метки)
- Моторное планирование, следование инструкциям, что косвенно готовит ребенка к абстрактному мышлению и обучению в школе.
- Сенсорное развитие (обоняние, осязание, зрение)
- Развитие речи, пополнение словарного запаса.
- Изучение физических свойств объектов (тягучесть, сыпучесть)
- Улучшение социальных навыков, ведь печенье это повод угостить друзей или родных.
- Насыщение привязанности, контакта, ведь это качественное время друг с другом, когда вы не отвлекаетесь на параллельные дела.
Во время занятия:
- Наблюдайте за ребенком. Что именно заинтересовало его в занятии? Может интереснее всего было что-то лепить из теста или заинтересовал процесс точного измерения всех ингредиентов. А может на рассыпавшейся муке и сахаре было очень интересно рисовать?. Дети постоянно развиваются, в разном возрасте созревают разные зоны мозга, совершенствуются разные навыки, поэтому одно и то же упражнение в разном возрасте будет иметь для ребенка свой особенный смысл каждый раз.
- Посмотрите, где не получалось или было слишком сложно. Может, не хотелось трогать тесто из-за его текстуры? Или было сложно остановиться с насыпанием сахара? Все это дальнейшие точки роста, на которые стоит обратить чуть больше внимания.
- Не забывайте, что такие занятия повод хорошо провести время, получить удовольствие, повеселиться, вдохновиться и воодушевиться. Это не упражнение, которое необходимо выполнить от и до и только согласно инструкции. Будьте гибки, ищите повод и пространство. Не делайте из этого скучное занятие, которое не в радость взрослому и не интересует ребенка.
Чем можно дополнить занятие:
- Сделать текстуру или отпечаток на печенье чем-то необычном (например деталькой лего или зубной щеткой)
- Изучить съедобные и несъедобные растения в энциклопедии
- Сделать все тоже самое, но не с печеньем, а с глиной или соленым тестом для лепки - можно сделать подвески-украшения.
- Упаковать печенье для воспитателей и предложить подписать записку (да, даже если это еще сложно назвать буквами).
Вот несколько цитат Марии Монтессори о важности практической жизни:
«Детей учит то, что их окружает».
«Обучение по-прежнему понимают только как развитие рассудка, в то время как оно должно стать источником сил обновления и созидания.»
«Ребенок в раннем возрасте, когда ему всего два или чуть больше, способен на огромные достижения просто благодаря своей бессознательной способности поглощения, хотя сам он все еще неподвижен. После трехлетнего возраста он может приобрести множество концепций своими собственными усилиями в изучении своего окружения. В этот период он овладевает вещами своей собственной деятельностью и усваивает их в своем разуме.»
«Ребенок - активный наблюдатель, его особенно привлекают действия взрослых, и он хочет им подражать. В этом отношении взрослый может иметь своего рода миссию. Он может быть источником вдохновения для действий ребенка, своего рода открытым книга, в которой ребенок может научиться управлять своими собственными движениями, но взрослый человек, если ему необходимо надлежащее руководство, всегда должен быть спокоен и действовать медленно, чтобы наблюдающий за ним ребенок мог ясно видеть свои действия во всех своих подробностях.»
«Красота заключается в гармонии, а не в контрасте; гармония - это утонченность; поэтому, если мы хотим ценить гармонию, должна быть тонкость чувств.»
«Рост происходит от деятельности, а не от интеллектуального понимания.»
«Он делает это своими руками, опытным путем, сначала в игре, а затем через работу. Руки - это инструменты человеческого разума.»